Встреча студентов ФМП с протоиреем Борисом Развеевым

"Православие – единственный путь?" - статья В.Иодко

5 декабря наш факультет посетил священник православного прихода в Вероне в городе Мирано протоиерей Борис Развеев. Казалось бы, католическая Италия – вотчина Ватикана. Тем не менее, в ней 22 православных прихода. (Для сравнения: в Испании их два, в Португалии – три, во Франции – шесть.) Как объяснил наш гость, их создание стало насущной необходимостью с объединением Европы и ростом иммиграции из Украины, Молдавии, России. Открываются по инициативе верующих. Скоро и в Вероне откроется православный храм.
Есть еще одна причина увеличения числа православных христиан в Италии. Католическое священство может быть только монашеским, в отличии от православного: у нас «белому» духовенству разрешено венчаться, более того, священник не получит приход, пока не свяжет себя узами брака. Раньше молодые итальянцы, решившие посвятить себя служению Богу, были более самоотверженными. Теперь же в двенадцати из двадцати двух православных приходов служат итальянцы, из них только двое – монашествующие. Отец Борис процитировал протоирея Григория Орнетти: «Италия и католицизм в Италии – недоразумение». С самого начала Италия была православной, Великий апостол Петр основал кафедру в Риме. Но для покорения мира Рим изменил некоторые догматы, символ веры. Отец Григорий считает, что Италия с приходом православия возвращается к истине. Расхожее мнение о том, что Бог один, а пути к нему разные, отец Борис назвал лапидарным. «Есть Божественное Откровение, явленное миру в образе Иисуса Христа, соединившего в себе Божественное и человеческое. Только лично, опытным путем, человек может преодолеть духовный кризис, наблюдаемый сейчас во всех сферах жизни человечества. Возможность быстрого обмена информацией, высокая мобильность, куда входят и процессы миграции, позволяют говорить о глобальном аспекте внутреннего осмысления каждым человеком своего места в мире. Только православная христианская религия может насытить алчущую душу человека, дать правильное видение мира и себя в нем», - сказал священник.
Прихожанам отца Бориса, среди которых немало аборигенов, нравится строй православного богослужения, пение, божественная литургия. Но распространение православия в Италии – трудный процесс, так как католическая церковь очень сильна: итальянец с самого рождения включен в церковную систему, от крещения до отпевания. Религиозное воспитание присутствует на бытовом уровне. Итальянцы даже регулярно платят налог на церковь, и эти деньги покрывают все ее расходы от зарплат священникам до реставрационных работ.
Отец Борис подчеркнул важность прочтения Евангелия каждым человеком хотя бы раз в жизни. Еще когда он был студентом второго курса юридического факультета, его поразила универсальность принципа: «Люби ближнего своего, как самого себя». По мнению духовного лица, «этот принцип мог дать только Универсальный Разум, знающий человека так, как сам он себя знать не может». Наверное, если бы все взяли это «золотое правило» за основу существования, не было бы ни уголовных преступлений, ни войн. Отец Борис рассуждал о так называемом прогрессе, который «на самом деле является вырождением высоких помыслов и стремлений, культивацией инстинктов». Отчасти он объяснил это упрощением нашего быта: когда жизнь была сложнее, человек чаще просил помощи свыше. «У современного человека почти нет веры, которая определяла бы его духовность и мистичность. Учения, оторванные от Бога, уводят от Его познания. Попадая в трудные ситуации, мы просим помощи свыше, и она приходит. Несмотря ни на что, Бог от нас никогда не отступает.» Заповеди Нового Завета отец Борис назвал «заповедями – пожеланиями»: в них говорится, что делать, чтобы самим же было лучше.
Православный священник говорил и о бессмертии: оно достижимо верой в Троицу, жизнь, крестные страдания и воскресение Христа, не на словах, а на деле доказавшего свою любовь к людям. В конце своей лекции-проповеди отец Борис пожелал нам духовности и внутренней целостности.
Наиболее интересной частью лекции мне показались вопросы наших студентов, заданные гостю после его выступления. Студент первого курса Егор Синебок спросил: «Что, если человек ведет праведную жизнь, творит добро, но принадлежит к иной религии или является атеистом? Будет ли он спасен с точки зрения православия?» В ответ отец Борис напомнил нам, что «православие» буквально означает «правильное прославление Бога», а важнейшим качеством праведного человека, по Новому Завету, является милосердие.
Алексей Астафьев с первого курса поинтересовался, как отец Борис лично относится к экуменизму. По мнению священника, было бы неправильно выступать против этого религиозного течения и межконфессиональное общение возможно.
Первокурсник Игорь Прокопьев спросил, на каком языке ведутся службы в итальянских православных приходах. Оказалось, что, хотя богослужение идет на итальянском, многие местные священники с удовольствием изучают церковнославянский из-за его необыкновенной музыкальности.
Единственный по сути политический вопрос – о специфике и степени взаимодействия государства и церкви в России - задал Антон Колбатов с четвертого курса. С точки зрения нашего гостя, церковь в России должна быть отделена от государства, сейчас же она является «прикладным моментом государственной власти». Он считает, что даже в советские времена, когда служить в церковь шли, как на Голгофу, рискуя стать изгоями в обществе, РПЦ была в лучшем положении. Нынешние отношения духовной и светской власти он назвал «театром». «Такое проникновение государства в церковь вредно для последней, так как ведет к потере ею мистического авторитета», - заключил отец Борис.
Вопрос об отношении итальянцев к тому, что Иоанн Павел Второй, находясь в достаточно преклонном возрасте, еще занимает свой пост и ведет активную деятельность, поступил от первокурсника Михаила Гранова. Священник рассказал нам о догмате о примате и непогрешимости Папы, по которому он фактически признается «абсолютно святым лицом». Католики относятся к своему духовному главе с благоговением, на его богослужение собираются миллионы людей. Как правило, до последних дней своей жизни Папа остается на своем посту.
Студентка первого курса Ольга Рафаева попросила отца Бориса прокомментировать высказывание Э.-М. Ремарка, которая приблизительно звучит следующим образом: «Человек, пытаясь обрести веру, хочет снять с себя часть ответственности, но когда он уверует, ответственности ему только прибавляется, а свободу выбора и свободу воли теряет». Как и следовало ожидать, священник назвал эту мысль ложной. «Человек сам выбирает, верить ему в Бога или нет, согласно своему естеству. Ничем нельзя воздать меру благодарности Богу», - сказал отец Борис.
Меня тронула искренность выступления отца Бориса. Думаю, у всех слушателей вызвала уважение его твердая позиция по вопросу отношений государства и церкви и конфессиональная терпимость (в допустимых для духовного лица границах). Не согласна с теми, кому лекция показалась скучной. По-моему, такие встречи важны и для студентов, и для представителей РПЦ, тем более, что диалог церкви и власти в России нужно строить на началах подлинной духовности и нравственности государственных деятелей. (О том, чтобы отдавать в руки церкви светскую власть, речь, конечно, не идет.)
Спасибо Л.П. Жигановой, организовавшей эту встречу.


Вернуться на предыдущую страницу

index.html

Hosted by uCoz