ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ

"Больше, чем просто игра" - статья пресс-центра

4 марта на Факультете прошла имитационная игра, посвященная событиям августа 1939 года. Участие принимали студенты 1-го и 2-го курсов. Главной целью было проверить, можно ли пересмотреть, переиграть историю, могло ли все произойти по-другому.
Для тех, кто не помнит, 1939 год стал периодом политического кризиса: мир столкнулся с угрозой новой мировой войны, Версальско-Вашингтонская система рухнула и все зависело от того, сумеют ли страны объединиться перед лицом надвигающейся катастрофы. Основная интрига заключалась в том, что предпочтет Советский Союз – создание системы коллективной безопасности с участием Англии и Франции или союз с воинственной Германией. В силу многих причин руководство нашей страны сделало свой выбор в пользу последней. Сиюминутные выгоды не оправдали тех жертв, которые были принесены на алтарь победы позже, когда разгорелась Вторая Мировая война, для советского народа ставшая Великой Отечественной. Правы ли были те люди, кто принимал соответствующие решения, был ли у них выход – вот это и предстояло выяснить.
История не терпит сослагательного наклонения – да, это общеизвестная истина, но как же заманчиво на несколько часов перенестись на десятилетия назад, почувствовать на себе тяжесть ответственности, что лежит на каждом, кто вынужден принимать важные решения. Ситуация осложнялась тем, что участники игры знали, как будут развиваться события дальше, знали, что войны человечество не сумело избежать, понимали, что шанс сделать эту войну менее продолжительной и разрушительной был и он был упущен из-за того, что несколько политиков не смогли договориться.
Еще одним противоречившим исторической правде фактом было участие Польши в переговорах между представителями СССР, Англии и Франции. Как известно, во многом из-за этого государства потерпела поражение идея о создании системы коллективной безопасности: проблема прохождения советских войск через польскую территорию не получила разрешения. Естественно, такое нововведение внесло свои изменения в процесс подготовки и проведения игры. Исключалась возможность простого повторения исторических событий, требовалось не просто показать свои знания, но и суметь проанализировать, осмыслить данные, которые можно почерпнуть из книг.
Что же получилось? Игра проходила в три этапа. На первом – переговоры между СССР, Англией, Францией и Польшей, на втором – между СССР и Германией, третий же посвящался обсуждению итогов, разыгрывалось совещание политбюро, где и должно было быть принято окончательное решение. Вступительное слово взял профессор Виктор Александрович Кременюк, автор игры, обозначивший основные задачи каждой из команд. Он руководил процессом игры, направлял ее ход, высказывал свои замечания. Затем настал черед выступить капитанам команд, они как главы делегаций должны были обозначить позиции своих стран.
Первый раунд прошел довольно быстро, выяснилось, что принципиальных разногласий не наблюдается, а потому прийти к соглашению оказалось гораздо проще, чем в реальности. Был составлен проект договора, который советская сторона внимательно изучив и внеся отдельные поправки и дополнения, оставила для дальнейшего обсуждения в третьем раунде. Стоит отметить, что Советский Союз добился значительных уступок со стороны Англии и Франции.
Второй раунд был посвящен переговорам с Германией. И хотя немецкая делегация явно желала оформления союза между двумя странами, сам процесс обсуждения деталей занял много времени и был более напряженным, чем в первом. Чувствовалась хорошая подготовка команды Германии, знание участниками исторической ситуации и твердое следование избранному курсу. Реакцию же Советского Союза в ответ на многочисленные предложения можно назвать многозначительным молчанием, проявилась явная жесткость и нежелание уступать. Впрочем, требования СССР не стали неожиданностью: территориальные приращения и зоны влияния.
Самым интересным стал третий раунд, где решался главный вопрос: какое же из двух вариантов соглашений будет в итоге заключено. Ответ стал ясен в ходе дискуссии между членами политбюро, которые практически единогласно высказались за союз с Англией и Францией. За капитаном был последний голос – сенсации не получилось, выбор главы делегации совпадал с предпочтениями членов команды.
Так результаты игры не совпадали с историческим аналогом, ведь в действительности руководство СССР пошло на подписание пакта с Германией о ненападении. Участникам был дан карт-бланш, возможность свободно обращаться с фактами, по-своему их интерпретировать, использовать свою аргументацию при обосновании тех или иных утверждений, что и привело к расхождению с объективной исторической реальностью.
Если говорить о самых ярких, запоминающихся игроках, то это, бесспорно, Борис Лукшин (Польша), Егор Синебок (СССР), Алексей Астафьев (СССР), Михаил Гранов (СССР), Дмитрий Артюхов (Франция). Студенты высказывали интересные предположения, оказывали значительное влияние на ход игры.
Во время фуршета, состоявшегося после оглашения результатов и подведения итогов, можно было услышать шутки вроде «Сталин и Риббентроп были немного женственными». Дело в том, что роли этих исторических деятелей достались девушкам – Виктории Мартыновой со второго курса (И. Риббентроп) и Марине Малашенковой с первого курса (И. Сталин). Похоже, они справились со своей задачей!
Лучшей была признана команда СССР. Многие потом отмечали четкость организации и сплоченность членов коллектива. Ребята доказали, что могут хорошо и продуктивно работать, выглядели уверенно, грамотно отстаивали свои позиции.
Особо была отмечена хорошая подготовка команды Германии, с чем не приходится спорить. Студенты сумели войти в роль и, легко ориентируясь в информации, выглядели очень убедительно. Молодцы!
Огромную роль в деле подготовки и проведения мероприятия сыграл Антон Гришанов, который выступал в качестве второго ведущего. Его организационные способности очень пригодились. За то, что игра вообще состоялась, огромное ему спасибо!
Она стала бесценным опытом для студентов, потому что для полноценного участия необходимо было проштудировать огромное количество материала, мысленно перенестись в то время, примерить на себя роль настоящего дипломата.
Будем надеяться, что подобные имитационные игры будут проводиться на нашем факультете как можно чаще, потому что участие в них не только полезно и интересно, но и способствует сплачиванию студенческого коллектива!

Автор - студент ФМП Марина Малашенкова


Вернуться на главную страницу

Вернуться на предыдущую страницу

Фотоархив официального сайта ФМП

Hosted by uCoz