Встреча студентов ФМП с Робертом Айнхорном

Статья пресс-центра

21 октября 2004 года в конференц-зале ИСКРАН перед студентами ФМП выступил американский специалист в области стратегического вооружения, долгое время занимавшийся проблемами Северной Кореи, Роберт Айнхорн. Господин Айнхорн на протяжении 20 лет работает в государственных структурах США по вопросам контроля за вооружением и нераспространению ядерных материалов. Роберт Айнхорн один из тех, кто принимал участие в переговорах с СССР по проблеме ядерного разоружения.
В преддверии президентских выборов в США г-н Айнхорн попытался изложить основные пункты программ обоих кандидатов в отношении дальнейшей стратегии развития программы нераспространения ядерных материалов.
Перед современным миром стоит угроза терроризма. Америка, особенно после событий 11 сентября, сильно обеспокоена этим фактом. Существует риск того, что в дальнейшем террористы смогут использовать ядерное оружие для нанесения ударов. Айнхорн напомнил, что у группировки Аль-Каида были изъяты документы, подтверждающие их заинтересованность в таком ходе событий.
Что делать в сложившейся ситуации? Как предотвратить существующую угрозу? Что предлагают Кэрри и Буш, а также сам г-н Айнхорн?
Первым был затронут остро стоящий вопрос вокруг Северной Кореи. Предполагается, что в этой стране уже давно проводятся испытания по обогащению радиоактивных материалах в целях создания ядерного оружия. Такая ситуация волнует не только США, но и все мировое сообщество в целом. Президент Буш выступает за проведение шестисторонних переговоров с участием КНДР, Южной Кореи, Китая, Японии, России и США. Но осуществление такого проекта, по мнению Айнхорна, весьма затруднительно. Многие влиятельные республиканцы считают, что единственным способом предотвратить распространение ядерного оружия из КНДР может стать свержение действующего режима Ким Чен Ира. По программе сенатора Кэрри необходимо проводить двусторонние переговоры. Также он не исключает финансирование программы нераспространения со стороны США.
Такие разные позиции в решении одного вопроса. Айнхорн выражает мнение, что оба варианта имеют свои минусы. Свергнув режим, Буш еще больше подорвет свои позиции. Профинансировав Корею, Кэрри рискует сильно оступиться. Но все же проблему надо решать путем переговоров. Только умелая политика приведет к благоприятным последствиям.
Возникает вопрос: возможно ли разрешение проблемы путем создания программы, идентичной программе Нанна-Лугана, но в отношении КНДР? Айнхорн не отрицает такой возможности. Путем привлечения к сотрудничеству зарубежных специалистов-ученых, в первую очередь из России, можно повлиять на процесс. Но поскольку процедура весьма трудоемкая, то она требует определенных затрат.
Не менее важный вопрос, освещенный Айнхорном, это Иран. Не только США, но и ЕС встревожены этим. Напомню, что представители «евротройки» проводят переговоры с руководством Ирана по вопросу прекращения работ по обогащению урана и остановке строительства реакторов на тяжелой воде. Ультиматум Ирана таков: позволить проводить исследования под пристальным наблюдением США, ЕС и МАГАТЭ. Иран мотивирует исследования желанием использовать энергию атома в качестве источника электричества, свои же природные ресурсы Иран желает лишь экспортировать. Администрация Буша опять же не исключает силового вмешательства. Но если взглянуть в соседний Ирак или Афганистан, то станет ясно, к чему может привести подобная мера.
Американские аналитики считают, что Россия финансово заинтересована в поставке реакторов с топливом в Иран. Но тогда стоит обеспечить жесткий контроль за поставками и отработанное топливо вновь отправлять в Россию, что тоже связано с высокими финансовыми издержками.
Еще одной горячей точкой остается спорный штат Кашмир. Индия и Пакистан, обладающие ядерным потенциалом, в отличии от Ирана не присоединялись к договору о нераспространении. Оба государств ведут ожесточенную борьбу, и существует угроза применения ядерного оружия. Мировое сообщество всеми силами способствует урегулированию конфликта дипломатическим путем. И попытается не допустить драматичного исхода.
Но более всего присутствующих волновал вопрос сокращения отечественных ядерных потенциалов. США добивается непосредственного доступа своих специалистов к объектам по утилизации материалов. США напрямую заинтересовано в нераспространении российских ядерных арсеналов, так как Россия является одним из крупнейших обладателей ядерных материалов. Финансовая помощь идет из США, но специалистов к контролю не допускают, отмечая возможность шпионажа.
Кэрри предлагает сократить сроки «разоружения» России до 4 лет, отмечая излишнюю медлительность в действиях нынешнего президента. Но спешка в решении такого вопроса может плохо отразиться на обеих сторонах.
По мнению Айнхорна, если Россия обеспокоена проблемами национальной и международной безопасности, если она хочет способствовать нераспространению, то ей стоит более тесно сотрудничать с США, ведь нераспространение – залог сохранности современного мира.
В заключение следует добавить, что идея нераспространения ядерных материалов носит жесткий дискриминационный характер. Но мир понимает, что отсутствие единой программы в этом направлении может привести к ужасающим последствиям. Возникает вопрос: если США активно способствует нераспространению, ратует за мировую безопасность, то почему продолжается укрепление системы противоракетной обороны? Кого США видит своим врагом в будущем? Или это происходит исключительно в силу природной осторожности, а не осмысленной политики недоверия?


Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz